РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОГЛАШЕНИЯ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
О ПОРЯДКЕ МЕСТНОГО ПРИГРАНИЧНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Настоящие Рекомендации имеют целью обеспечение согласованного применения и понимания положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения, подписанного в г.Москве 14 декабря 2011 года (далее – Соглашение), Посольством Российской Федерации в Республике Польша, Генеральным консульством Российской Федерации в Гданьске, Генеральным консульством Республики Польша в Калининграде и компетентными местными органами власти приграничных территорий Российской Федерации и Республики Польша.

 

Рекомендации не являются частью Соглашения и поэтому не имеют обязательной юридической силы.

 

Рекомендации подлежат обновлению с учетом опыта, накапливаемого в процессе выполнения Соглашения.

 

1. Документы, подтверждающие место постоянного проживания на приграничной территории.

 

В разделах 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10 и 13 термин «жители приграничных территорий» обозначает жителей приграничных территорий, как они определены в подпункте (е) пункта 1 статьи 2 Соглашения, а также, перечисленные в пункте 2 статьи 2 категории граждан, которые могут не отвечать требованию проживания на приграничной территории в течение трех последних лет.

 

Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения законного проживания на приграничной территории Российской Федерации в течение трех последних лет:

паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства в населенном пункте, расположенном на приграничной территории;

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства в населенном пункте, расположенном на приграничной территории;

свидетельство о регистрации по месту жительства в населенном пункте, расположенном на приграничной территории;

выписка из домовой книги, заверенная органами регистрационного учета граждан Российской Федерации, удостоверяющая факт проживания в населенном пункте, расположенном на приграничной территории;

вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства с отметкой о регистрации по месту жительства в населенном пункте, расположенном на приграничной территории.

 

Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения законного проживания на приграничной территории Республики Польша в течение трех последних лет:

удостоверение личности;

справка компетентных органов Республики Польша о месте постоянного проживания;

карта пребывания.

Документы, подтверждающие статус супругов и детей жителей приграничной территории, в том числе совершеннолетних и усыновленных, а также детей супругов жителей приграничной территории, в том числе совершеннолетних и усыновленных, дающие право на получения разрешения на местное приграничное передвижение (пункт 2 статьи 2 Соглашения).

 

а) Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения статуса супругов жителей приграничной территории Российской Федерации:

подтверждение законного проживания жителя приграничной территории на приграничной территории в течение не менее трех последних лет; 

свидетельство о браке;

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций.

 

Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения статуса супругов жителей приграничной территории Республики Польша :

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций потверждающий проживание одного из супругов на приграничной территории в течение не менее трех последних лет;

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций потверждающий проживание второго из супругов на приграничной территории;

 

сокращенная или полная копия польского свидетельства о браке, многоязычная сокращенная копия свидетельства о браке либо заграничный акт гражданского состояния подтверждающий регистрацию заключения брака вышеуказанными.

 

b) Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения статуса несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, жителей приграничной территории Российской Федерации, а также совершеннолетних детей, находящихся на их иждивении:

документ, подтверждающий законное проживание одного из родителей на приграничной территории как минимум в течение трех последних лет;

документ, подтверждающий отцовство / материнство (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении (удочерении) или «внутренний паспорт» жителя приграничной территории с указанием сведений о детях);

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций (только для совершеннолетних детей); 

подтверждение нахождения ребенка на иждивении жителя приграничной территории (только для совершеннолетних детей).

 

Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения статуса несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, жителей приграничной территории Республики Польша :

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций потверждающий проживание одного из родителей на приграничной территории в течение не менее трех последних лет;

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций потверждающий проживание ребенка вместе с родителем на приграничной территории;

полная или сокращенная копия польского свидетельства о рождении; многоязычная сокращенная копия свидетельства о рождении либо заграничный акт гражданского состояния подтверждающий регистрацию рождения ребенка.

Для жителей приграничных территорий как Российской Федерации, так и Республики Польша требуется согласие обоих родителей на подачу заявления о выдаче разрешений на местное приграничное передвижение для несовершеннолетних детей, кроме случаев, когда родительские права осуществляются только одним родителем. Согласием считается полученным в случае присутствия обоих родителей при подаче заявления.

 

с) Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения статуса несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, супругов жителей приграничной территории Российской Федерации, а также находящихся на их иждивении совершеннолетних детей:

подтверждение законного проживания жителя приграничной территории на приграничной территории в течение не менее трех последних лет;

свидетельство о браке родителя с жителем приграничной территории;

документ, подтверждающий отцовство / материнство супруга жителя приграничной территории (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении (удочерении) или «внутренний паспорт» супруга жителя приграничной территории с указанием сведений о детях);

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций (только для совершеннолетних детей);

подтверждение нахождения ребенка на иждивении супруга жителя приграничной территории (только для совершеннолетних детей).

 

Следующие документы рассматриваются в качестве подтверждения статуса несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, супругов жителей приграничной территории Республики Польша, а также находящихся на их иждивении совершеннолетних детей:

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций потверждающий проживание одного из супругов на приграничной территории в течение не менее трех последних лет;

полная или сокращенная копия польского свидетельства о браке с вышеуказанным жителем приграничной территории; многоязычная сокращенная копия свидетельства о браке либо заграничный акт гражданского состояния подтверждающий регистрацию заключения брака;

полная или сокращенная копия польского свидетельства о рождении; многоязычная сокращенная копия свидетельства о рождении либо заграничный акт гражданского состояния подтверждающий регистрацию рождения ребенка;

один из документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций потверждающий проживание ребенка вместе с его родителем на приграничной территории.

 

Причины для многократного пересечения границы в режиме местного приграничного передвижения и форма их обоснования (подпункт (с) пункта 1 статьи 3 Соглашения).

Причины для многократного пересечения границы в режиме местного приграничного передвижения следует указывать в заявлении на выдачу разрешения на местное приграничное передвижение. Дополнительные документы в обоснование причин для получения разрешения представлять не требуется. Исключение составляют случаи, когда имеются серьезные основания полагать, чторазрешение может быть использовано в иных целях, чем указаны в заявлении.

 

Перечисленные в пункте 1 статьи 3 Соглашения причины для многократного пересечения границы в режиме местного приграничного передвижения (осуществление родственных, социальных, культурных, а также экономических и иных контактов) толкуются широко. Вместе с тем, разрешение на местное приграничное передвижение не может выдаваться с целью занятия предпринимательской либо трудовой деятельностью.

 

Причины, указанные жителем приграничных территорий в заявлении, не ограничивают его возможность пересечения границы в режиме местного приграничного передвижения в иных разрешенных целях в течение срока действия разрешения.

 

Причины, указанные в заявлении, не отражаются в разрешении на местное приграничное передвижение. Однако в нем может быть указана такая общая причина, как "местное приграничное передвижение".

 

4. Основания для отказа иностранным гражданам во въезде на территорию Российской Федерации и Республики Польша (пункт 3 статьи 3, пункт 2 (b) статьи 5 Соглашения).

Основания для отказа иностранным гражданам во въезде на территорию Российской Федерации перечислены в статьях 26, 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

 

5. Срок действия разрешения на местное приграничное передвижение (пункты 2, 3 статьи 4 Соглашения).

Срок действия разрешения на местное приграничное передвижение может совпадать с датой окончания действия проездного документа, на основании которого выдается это разрешение.

 

6. Определение документа (виза или разрешение), на основании которого житель приграничной территории одного государства въехал на приграничную территорию другого государства (пункты 6, 7 статьи 4 Соглашения).

Согласно пункту 7 статьи 4 Соглашения в случае если жители приграничной территории государства одной Стороны, имеющие одновременно разрешение и действующую визу государства другой Стороны, въезжают на приграничную территорию государства этой другой Стороны по визе, они имеют право выехать за пределы этой приграничной территории. Факт въезда жителя приграничной территории государства одной Стороны на приграничную территорию государства другой Стороны по визе определяется наличием штампа о прохождении пограничного контроля, проставляемого в действительные проездные документы.

 

7. Обстоятельства непреодолимой силы (пункт 8 статьи 4 Соглашения).

К перечню обстоятельств непреодолимой силы могут быть отнесены серьезное заболевание, несчастный случай, катастрофы природного и техногенного характера, приостановление действия Соглашения (статья 12). Однако данный перечень не является исчерпывающим.

Жители приграничной территории Российской Федерации, которые  из-за обстоятельств непреодолимой силы вынуждены находиться на приграничной территории Республики Польша свыше 30 дней непрерывно либо свыше 90 дней в течение каждого периода в 6 месяцев, при выезде должны уведомить об этом Пограничную службу Республики Польша, представив документальное или иное подтверждение этих обстоятельств (например, медицинскую справку в случае болезни).

Жители приграничной территории Республики Польша, которые  из-за обстоятельств непреодолимой силы вынуждены находиться на приграничной территории Российской Федерации свыше 30 дней непрерывно либо свыше 90 дней в течение каждого периода в 6 месяцев, должны уведомить об этом  ближайшее подразделение территориального органа Федеральной миграционной службы (ФМС России), представив документальное или иное подтверждение этих обстоятельств (например, медицинскую справку в случае болезни). Если на основе оценки ситуации подразделение территориального органа ФМС России приходит к выводу, что обстоятельство непреодолимой силы имело место, оно оформляет жителю приграничной территории Республики Польша визу для выезда.

 

8. Проставление штампов о прохождении пограничного контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения штампы о прохождении пограничного контроля в разрешения на местное приграничное передвижение и действительные проездные документы при въезде и выезде не ставятся.

Штампы о прохождении пограничного контроля жителями приграничной территории Республики Польша ставятся на миграционную карту, которую они заполняют при въезде на приграничную территорию Российской Федерации (раздел 10 (а) настоящих Рекомендаций).

 

9. Документы, подтверждающие, что лицо является инвалидом  (подпункт (b) пункта 2 статьи 9 Соглашения).

В качестве документа, подтверждающего, что житель приграничной территории является в Российской Федерации инвалидом первой и второй групп, ребенком-инвалидом, а в Республике Польша - нетрудоспособным инвалидом, представляется:

жителем приграничной территории Российской Федерации - справка, подтверждающая факт установления инвалидности;

жителем приграничной территории Республики Польша :

заключение о нетрудоспособности выданное в целях выплаты пособия по инвалидности;

свидетельство об инвалидности, а также степени инвалидности, выданные компетентными органами в этой области (термин «нетрудоспособный инвалид» может определять лица причисленные к легкой, средней и высокой степени инвалидности);

заключение о причитающихся льготах и привилегиях, выданное компетентными органами в этой области;

удостоверение инвалида

 

Жители приграничной территории Республики Польша при въезде и в период пребывания на приграничной территории Российской Федерации должны соблюдать законодательство Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Соглашения).

а) Заполнение миграционной карты.

 

Житель приграничной территории Республики Польша должен заполнить миграционную карту и представить ее сотруднику пограничной службы ФСБ России вместе со своим паспортом. Миграционная карта сохраняется в период пребывания на приграничной территории Российской Федерации и сдается сотруднику пограничной службы ФСБ России во время прохождения процедуры паспортного контроля при выезде.

 

Миграционную карту выдается на пунктах пропуска через государственную границу либо перевозчиком.

 

Если миграционная карта была утрачена или украдена, жители приграничной территории Республики Польша должны заявить об этом в местное отделение ФМС России или сотруднику пограничной службы ФСБ России для получения дубликата миграционной карты.

 

b) Процедуры миграционного учета в Российской Федерации.

Если срок пребывания жителя приграничной территории Республики Польша на приграничной территории Российской Федерации превышает семь рабочих дней, ему/ей необходимо встать на миграционный учет в отделении ФМС России. Постановку на миграционный учет осуществляют гостиница или принимающее юридическое или физическое лицо на приграничной территории Российской Федерации. Если целью поездки на приграничную территорию является экотуризм, рыбалка и т.д., и житель приграничной территории Республики Польша останавливается за пределами населенного пункта (например, в палатке), но срок пребывания составляет более семи рабочих дней, ему необходимо обратиться к муниципальным властям, чтобы они поставили его на миграционный учет.

 

c) Территория в пределах российской приграничной территории Российской Федерации, для посещений которой требуется специальное разрешение.

Для посещения территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (граница такой территории в Калининградской области определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г. №470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан»), а также территорий вокруг воинских частей, режимных объектов, организаций войск и воинских формирований необходимо получение специального разрешения. Проводить фото и видеосъемку охраняемых объектов запрещено.

 

При этом для посещения жителями приграничной территории Республики Польша пограничной зоны Российской Федерации в Калининградской области, за исключением инженерных сооружений, не требует получения дополнительных разрешений, кроме разрешений на местное приграничное передвижение (пункт 4 статьи 4 Соглашения).

 

Меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации в отношении лиц, нарушивших режим въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 10 Соглашения).

 

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

 

В настоящее время существуют два механизма, позволяющих эффективно противодействовать нелегальной миграции - административное выдворение и депортация.

 

Административное выдворение - мера административного наказания, которая устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами (часть 2 статья 3.10 КоАП РФ).

 

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 3.10 КоАП РФ).

 

Административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, назначаемые судьями, в производстве о делах которых участвуют органы внутренних дел, предусмотрены статьей 18.8, частью 2 статьи 18.10 и статьей 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

 

Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (часть 1 статья 2 глава 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

 

Решение о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации принимает директор Федеральной миграционной службы (приказ МВД России от 26.08.2004 г. № 533).

 

Иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению либо депортации из Российской Федерации, по решению суда могут содержаться в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или в иных специальных учреждениях до исполнения решения.

 

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (глава 4 статья 25.10) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Следует учитывать положение вышеуказанной статьи Федерального закона о том, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

 

При этом решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

 

12. Медицинская страховка при оформлении разрешения на местное приграничное передвижение и при пребывании на территории приграничной территории не является обязательным требованием.

 

Другие вопросы.

Документы, указанные в настоящих Рекомендациях, могут прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на местное приграничное передвижение на языке оригинала, если языком оригинала являются русский или польский.

 

Стороны обменяются образцами документов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций, не позднее получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.

 

Стороны сотрудничают в вопросах подготовки информации, доводимой до сведения жителей приграничных территорий.